Родился 4 сентября
1954 года в Ленинграде.
Окончил
ЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова – 1980.
Изучал философию в
ЛГУ им. А.А. Жданова – 1980.
Защитил кандидатскую диссертацию «Художественная
индивидуальность как философско-эстетическая
проблема (историко-теоретический анализ)» по
специальности «Эстетика» в ЛГУ им. А.А. Жданова – 1985. Докторскую
диссертацию «Онтология музыки» по специальности
«Эстетика» защитил в
РГПУ им. А.И. Герцена – 1999.
Стажировался в США как музыкотерапевт, получив соответствующую сертификацию – 1994. Организовал и провёл на факультете музыки РГПУ им. А.И. Герцена (с 2013 года – Институт музыки, театра и хореографии) десять международных научно-практических конференций на тему: «Музыкотерапия в музыкальном образовании» – 2008-2017 (с 2014 года – «Терапия искусством в художественном образовании»).
Вице-президент
АМПП (Ассоциации
музыкальных психологов и психотерапевтов).
Председатель Санкт-Петербургского отделения АМПП. Член Объединённого Совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук Д 999.089.02 (созданного на базе РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина).
Приоритетная сфера научных интересов: философия музыки, музыкотерапия.
В области философии музыки предложил рассматривать музыку в рамках синергетического миропонимания как систему, являющуюся высшим этапом системно-эволюционирующего мира. Определил элементы этой системы. Показал, что ведущим – системообразующим – элементом музыки является музыкальный язык. Выявил феномен трансформации видов, родов, жанров и стилей музыки в контексте существования музыкального языка, указав, что данный феномен обусловлен музыкальным произведением. В музыкальном произведении установил наличие трёх звуковых уровней (слоёв), обозначив их как физико-акустический – коммуникативно-интонационный – духовно-ценностный. Показал соответствие названных звуковых уровней музыкального произведения уровням человека: телесному – душевному – духовному, и мира: литосфере – биосфере – ноосфере.
Зафиксировал феномен трансцендирования личности в контексте музыкально-творческого процесса, выдвинул предположение о его конечной цели.
Занимаясь вопросами музыкотерапии, утвердил статус музыкотерапии как лечения музыкой в человеке человеческого начала (опираясь на исконное понимание терапии – см.: терапевты). Имея в виду утверждённый статус, предложил применение музыкотерапии в качестве метода музыкальной педагогики.
В результате разработок в сфере философии музыки и музыкотерапии пришёл к выводу о перспективности рассмотрения музыкотерапии в качестве практической (прикладной) философии музыки, а, в свою очередь, философии музыки – базы музыкотерапии.
Ссылки:
1. Профессора Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в ХХ веке [Текст]: Биогр. справочник. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 138.
2. Философы современной России. Энциклопедический словарь. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Максимум»; СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2015. С. 247.
|